Иерусалим. Армяно-григорианская Церковь в Иерусалиме

Небольшая, в сущности, армянская община Иерусалима заняла огромную нишу в его христианской структуре. Туристические маршруты, как правило, не проходят по Армянскому кварталу, но наши «прогулки» были бы не полными без знакомства с Армянской Патриархией и принадлежащими ей объектами. Поэтому давайте начнём экскурсию с небольшой исторической справки… Армянская Апостольская Святая Церковь создала условия для принятия христианства армянским народом уже в 301 году, за 24 года до того, как оно было провозглашено в качестве государственной религии Византийской Империи. Первые семена христианства на земле Армении были посеяны во времена апостолов. Христианство проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей. Они стали основателями Церкви в Армении, будучи предаными мученической смерти по повелению армянского царя Санатрука. После мученичества апостола Фаддея, его ученики Воскяны, обосновались у истоков реки Евфрат (конец I — начало II века). Начав проповедовать Христа, им удалось обратить в христианство некоторых придворных, за что они так же, как и их учитель, были преданы мученической смерти. Распространению христианства способствовали разные внутренние и внешние факторы, главные из которых: 1.Малая Армения являлась частью провинции Каппадокии. Естественно, что оно перекочевало и в Великую Армению; 2.Наличие еврейских колоний в Армении. Первые проповедники христианства преподавали в тех местах, где были еврейские колонии (общины), а они находились в главных городах Армении. Таким образом, к средине III века в Армении существовала организованная и признанная Всеобщей Христианской Церковью христианская община. Принятие христианства армянским народом датируется 301-м годом. Первостепенную роль в этом сыграли армянский царь Трдат III (годы правления 287 — 330 г.г.) и первый Католикос Армении Григорий Просветитель (занимал эту должность с 302 по 326 г.г.). А история была такова… Вернувшись в 287 году в Армению, чтобы с помощью римских войск вернуть себе трон отца, Трдат III совершает языческие жертвоприношения. Его сподвижник Григорий, будучи христианином, отказывается принимать в них участие. Трдат приказывает бросить его в темницу, предназначенную для смертников. Одновременно с этим повелевает всех христиан, находящихся в пределах Армении, арестовать, а укрывающихся — казнить. В это же время некие девы Рипсимэ бегут в Армению из Рима, скрываясь от преследований со стороны императора Диоклетиана. Трдат приказывает подвергнуть их, вместе с 32 сподвижницами, мученической смерти. Это был 300 год. Их мученичество произвело настолько сильное впечатление на царя, что он тяжело заболел. Сестра царя видела вещий сон, что Трдата может исцелить только заключённый в темнице Григорий. Он был освобождён. Григорий предал земле останки дев и после 66-дневной проповеди о свете христианства, исцелил царя. В итоге, царь и весь его двор приняли Христово учение. Христианство было провозглашено государственной религией. Святой Григорий Просветитель отправляется в Каппадокийскую Кейсарию, где посвящается в сан епископа. По возвращении в Вагаршапат Святой Григорий Просветитель предпринимает строительство Кафедрального Собора. По преданию, он имел видение: Единородный Сын Божий спускается на землю и золотым молотом указывает то место, где должен быть поставлен Святой Алтарь. Поэтому и возведенный храм был назван «Эчмиадзин», что в переводе с армянского означает: «сошёл Единородный», т.е. Иисус Христос. Армения в это время была феодальной страной. Главой государства был царь. Он являлся владельцем его центральной части. Князья (нахарары), подчиняясь ему, владели своими областями. Святой Григорий Просветитель построил иерархию Армянской Церкви по этому же принципу, ставя во главе каждой области епископов, сам являясь Католикосом. Таким образом, иерархическая структура Армянской Церкви организовалась самостоятельно, исходя из местных условий, независимо от процессов, имевших место в Церквах Римской Империи, где в 325 году утвердилось митрополитство, а в 381 году — патриаршество. В 354 году Католикос Нерсес созывает Собор, вошедший в историю как Первый Армянский Национально-Церковный Собор. Он рассмотрел два вида вопросов: Организационные: — организация приютов, сиротских домов, больниц и т.п. заведений; — запрет на языческие обряды захоронений; — запрет на браки между близкими родственниками; — запрет на обременение народа налогами; — решение об организации монастырей и школ; — упорядочение литургических вопросов. Богословный: — осуждение арианства, отрицавшего Божественность Христа. В 387 году Армения была разделена на две части, отошедшие к Византии и Персии. Симпатии Армении относились к Византии. Архимандрит Месроп Маштоц в 406 году создаёт армянский алфавит. Первое переведенное предложение: «познать мудрость и наставление, понять изречения разума» (Притчи 1/1). Происходят переводы и создание оригинальной литературы. В течение многих лет армяне боролись с персами за право исповедовать христианство и, наконец, получили его в связи с подписанием в 484 году Нварсакского мирного договора. На этом экскурс в историю закончим и вернёмся в Иерусалим… Армянский квартал — один из четырёх кварталов Старого города. Он простирается между Башней (Крепостью) Давида у Яффских ворот и Сионской горой, касаясь Иудейского квартала. Он существует с IV века н.э., во все периоды истории Иерусалима. Считают, что в городе проживает больше, чем три тысячи армян, большинство из которых исповедует православие, меньшинство — католицизм и только считанные являются протестантами, вследствие миссионерской деятельности англичан. В центре квартала располагается здание Патриархии и её наиважнейшие учреждения. Вас встречают украшенные, тяжёлые железные ворота с надписью на армянском языке: «…эти ворота выстроены по инициативе Патриарха Крикора в 1646 году». Можно посетить библиотеку, построенную в 1929 году на средства, пожертвованные армянским миллионером-меценатом Гульбикяном (она насчитывает более чем 30 тыс. книг), типографию и, главное, — Музей, экспозиции которого проливают свет на многовековую армянскую историю. Здесь же располагается духовная семинария, некоторые из слушателей которой говорят по-русски и могут с удовольствием с Вами поболтать. И, наконец, две церкви, которые нам нужно посетить… Церковь Св.Иакова Церковь воздвигнута в память об апостоле Св.Иакове. И в честь ещё одного Св.Иакова, но какого? — об этом по порядку… Иаков, сын Заведея и Саломеи, брат Иоанна (евангелиста), был одним из тех галилейских рыбаков, которого Иисус лично призвал на проповедь Евангелия. Он — один из трёх, кому Господь преимущественно открывал Свои Божественные тайны. После Распятия и Вознесения Иисуса, и сошествия на апостолов Святого Духа, Иаков проповедовал в Испании и в других странах Европы. После чего вернулся в Иерусалим, проповедуя Христа. Ясно, что это вызвало недовольство иудейских священников, которые обратились к царю Ироду Антипе (сыну царя Ирода I Великого, наследовавшего к тому времени, после смерти отца, четверть царства, тетрархию) с требованием казнить Иакова. «В то время царь Ирод поднял руки на некоторых, принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло. И убил Иакова, брата Иоаннова мечом» («Деяния» 12:1/2). Таким образом, Иаков стал первым из апостолов, казнённых за свою веру. В соответствии с традицией, церковь стоит на месте его казни. Когда Вы входите в неё вовнутрь, то можно осмотреть то место, где отсечённая голова захоронена. По одной из версий, его сподвижники вывезли тело в Испанию и захоронили в испанском городе Сантьяго де-Компостелла. В IX веке Папа Римский причислил Св.Иакова к лику святых, а город и место объявил третьим по значению после Иерусалима и Рима. Св.Иаков стал патроном Испании, покровителем воинов, считавшимся тем, кто спас Испанию от мавров. Во время крестовых походов его называли Сантьяго, чем и объясняется происхождение названия города. Церковь посвящена ещё одному Св.Иакову — брату Иисуса по родству. Он занимал особое место среди апостолов, т.к. стал первым епископом Иерусалима. Эта должность накладывала на него особую ответственность, т.к. к нему приходили посланники Божии из самых разных стран с донесениями об успехах евангельской проповеди и для решения многих других задач. Он первый положил основание благочинию и по внушению Святого Духа составил Божественную литургию. Можно сказать, что он был первым патриархом Нового Завета. Христианская традиция единогласно признала Святого брата Господня праведником. За свой образ жизни, благочестие он был уважаем настолько, что пробыл на своём престоле в бунтарском городе около 24 лет. Святой брат Господень пострадал при первосвященнике Анане (сыне первосвященника Анана времён Понтия Пилата) на 96-ом году своей богоугодной жизни и около 24-ого года по Вознесении Спасителя. Иудейский историк Иосиф Флавий так пишет об этом в своей книге «Иудейские древности»: «Анан, вообразивши, что теперь настало для него удобное время, созывает синедрион судей, приводит в онный брата Иисуса, называемого Христом, Иаков имя ему, и некоторых других, возводит на них вины, как будто на преступников закона, и предаёт на побиение камнями». Иаков скончался, повторяя молитву брата и Господа своего Иисуса Христа: «Господи, отпусти им грех сей, не видят бо, что творят!». На святом месте была поставлена византийская церковь, от которой остались воспоминания и немногие остатки. Всерьёз можно говорить лишь о воздвигнутой над ними в XII веке церкви крестоносцев и, конечно, о современной постройке. В церковь ведёт богато украшенная деревянной резьбой дверь, сохранившаяся с XVIII века. Напротив Вас, в восточной части базилики, расположены 3 алтаря. Центральный, наиболее высокий, посвящён Св.Иакову, брату Господню; правый — Иоанну Крестителю (Предтече), а левый — Деве Марии. Вблизи от алтаря стоят два кресла. То, которое поскромнее (справа) — предназначено для Патриарха, а то, которое побогаче (слева) — для духа Св.Иакова, тело которого здесь захоронено. Это кресло используется только раз в году, Патриархом, в день поминовения Св.Иакова. В прилегающих к базилике помещениях расположен целый ряд капелл: посвящённая Св.Макариусу — епископу Иерусалима периода правления императора Константина I Великого; капелла армянского святого Менеса, капелла Св.Иоанна (упомянем его имя, звучащее на английском, как Сент-Джеймс), капелла Св.Стефана (в прошлом), центральный вход в церковь, существовавший до XVII века, капелла Эчмиадзин, фарфоровые плиты XVIII века, привезенные сюда из Турции, с изображением сцен из жизни Иисуса, и сложенные на алтаре камни, взятые с Синая, Тавора, из Иорданской долины и из Храма Гроба Господня. Во дворе, окружающем здание церкви, в прошлом происходили захоронения различных выдающихся людей, о чём говорят те или иные надписи на надгробиях. В глубине квартала располагается ещё одна, представляющая для нас интерес, церковь Ангелов. Она была сооружена в период крестоносцев над фундаментами строения, определяемого традицией как дом Анана (Ханана), тестя Каиафы, который был в период осуждения Иисуса первосвященником. Во дворе стоит оливковое дерево, к которому был привязан Иисус перед тем, как Он был отведен на допрос к Каиафе. А ангелы закрыли свои лица, дабы не видеть страданий Иисуса и издевательств над Ним. 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: