МОЛИТВЕННЫЕ НУЖДЫ И ТРЕБЫ С ИЕРУСАЛИМА

Заказная записка

В
некоторых храмах, кроме обычных записок о здравии и об упокоении,
принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с молебном
отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к
изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении)
диакон гласно читает имена поминающихся на ектении. Сугубая (то есть
усиленная) ектения начинается по окончании чтения Евангелия. В двух
прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать
нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится
Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…» Все находящиеся в
храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве
(притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и
воинстве… Во время ектении диакон произносит имена тех, кто указан в
заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник
читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом,
громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается
поминовение по заказной записке – после окончания литургии о них
возносится молитва на молебне. То же происходит и на заказной обедне об
упокоении с панихидой – и здесь, после изъятия частиц с называнием имен
усопших, диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена
повторяет перед алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются
на панихиде, которая происходит после окончания литургии. Обычай чтения
записок с именами во время сугубой ектении идет еще с апостольских
времен. Тогда использовали диптихи – две таблички, сделанные из бумаги
или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На одной из них
писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой –
усопших. «На ектении же больше поминаются новопреставленные или
значительные строители обители, и то не более, чем одно или два имени.
Но проскомидия – самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших
погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а
когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и
помянуть на ектении», – писал преподобный Макарий Оптинский.

Молитвенное поминовение

Православным
известно, что молитва в храме имеет преимущество перед домашней
молитвой. Спаситель сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из
вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни
попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для
совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает
Сам Бог. Церковная молитва имеет особенную благодатную силу еще и
потому, что она возносится священником, специально поставленным для
того, чтобы возносить за людей молитвы и жертвы Богу. Наиболее
распространенный способ испрашивания благодати Божией для своих родных
и близких – молитвенное поминовение. В старину в благочестивых
православных семьях существовал помянник – особая книга, в которую
записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта
переходила из поколения в поколение и хранилась в святом углу дома – у
божницы. По ней поминали имена во время домашней молитвы, ее же
подавали для поминовения во время богослужения в храме. В наше время
книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили
церковные записки. Церковная записка, в сущности, – разовый помянник и
требует к себе такого же уважения.

Сорокоуст

Сорокоуст
– это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока
дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из
просфоры. «Сорокоусты, – пишет св.Симеон Солунский, – совершаются в
воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после
воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба,
вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с
Господом». Впрочем, сорокоусты заказываются не только об упокоении, но
и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Как совершается поминовение по запискам?

Делать
это священник начинает во время проскомидии. Проскомидия – это
начальная часть литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для
Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая рождество Иисуса
Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся в храме,
– так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение Спасителя.
Для проскомидии употребляется пять особых просфор: «агничная» (служит
собственно для причащения), «Богородичная», «девятичинная» (в честь
святых), «о живых» (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и
«об усопших» (Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках).
Из каждой из этих просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос –
круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился
Спаситель. Затем священником вынимаются частицы из просфор, поданных
верующими. В это время и читаются поминания – записки,
книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик
(место при входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для
оформления треб). После прочтения каждого имени, указанного в записке,
священнослужитель вынимает частицу просфоры, говоря: «Помяни, Господи
(указывается написанное нами имя)». Эти вынутые по нашим запискам
частицы также кладутся на дискос вместе с частицами, вынутыми из
богослужебных просфор. Это первое, не видимое молящимися поминовение
тех, чьи имена написаны в поданных нами записках. Итак, частицы,
вынутые по нашим запискам, лежат на дискосе, рядом с частицами,
вынутыми из особых богослужебных просфор. Это – великое, святое место!
Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь
Христову. Частицы, вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в
тело Господне, они не преподаются верующим в Таинстве причастия. Для
чего же они приносятся? Для того, чтобы посредством их верующие, имена
которых написаны в наших записках, получили благодать, освящение и
отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной жертвы.
Частица, вынутая из нашей просфоры, возлежа возле пречистого Тела
Господня, исполняется святыни и духовных дарований и ниспосылает их
тому, от имени которого возносится. В конце литургии, после того, как
все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются в Чашу
с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова:
«Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею
Кровию». Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с
Богом возрадовались на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в
записках, омывшись самой Пречистой кровью Христовой, получили
оставление грехов и жизнь вечную. Таким образом, душам поминавшихся о
здравии и об упокоении подается особая Божия благодать.

Персоналии в
Иерусалиме

Виртуальный тур
по Храму Гроба Господня в Иерусалиме

Молебен в русском Свято-Троицком соборе в
Иерусалиме
Ксения со Спасителем Преподобный Сергий Радонежский Николай Чудотворец Святой целитель Пантелеимон
Матрона Московская Святая мученица Ирина Святая мученица Фотиния Святой Василий Блаженный
Святая мученица Наталья Святая мученица Татьяна Ксения Петербургская Георгий Победоносец
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Тема: Esquire, автор: Matthew Buchanan.

%d такие блоггеры, как: