Сегодня в Святой Земле Церковь вспоминает Мироносицу Св. Равноапостольную Марию Магдалину.

4 августа, день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины, особо отмечается на Святой Земле. Сразу в двух русских обителях, в Гефсимании и у древней Магдалы на берегу Галилейского озера, сегодня отмечались престольные праздники. В храме святой Марии Магдалины в Гефсимании Всенощное бдение и Божественную Литургию по случаю торжества возглавил архиепископ Берлинский и Германский Марк. Ему сослужил начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор, клирики Миссии и паломники в священном сане. По окончании богослужения, следуя давней традиции, сестры Гефсиманской обители преподнесли паломникам красные пасхальные яйца в память о том чуде, которое сопровождало проповедь святой Марии Магдалины о Светлом Христовом Воскресении перед римским императором Тиверием.
В этот же день на подворье святой Марии Магдалины близ Магдалы, родины святой, также была свершена Божественная Литургия. Ее возглавил митрополит Назаретский и всей Галилеи Кириак в сослужении секретаря Русской Духовной Миссии иеромонаха Антония, клириков Иерусалимского Патриархата и российских паломников в священном сане. За богослужением молилась игумения Георгия с сестрами. По окончании Литургии был совершен крестный ход к находящемуся на русском участке источнику, где согласно церковному преданию будущая ученица Христова получила исцеление от семи бесов.
Митрополит Кириак, передав благословение Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила, поблагодарил начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Исидора за приглашение возглавить Литургию и пожелал всем собравшимся в храме спасения, здравия и долголетия.

Небесная покровительница Русских Императриц. Св. равноап. Мария Магдалина была небесной покровительницей двух Русских Императриц — Супруги Павла I и Супруги Александра III. В честь Марии Магдалины был построен храм в Павловске. А спустя столетие небесную покровительницу Вдовствующей Императрицы почтил ее сын — Император Николай II. На его личные средства был построен храм на родине Императрицы Александры Федоровны — в Дармштадте…

Галилейское море.

(Русский участок на берегу моря Галилейского)

В час полночного молчанья,

Отогнав обманы сно
Ты вглядись душой в писанья

Галилейских рыбаков,
И в объеме книги тесной

Развернется пред тобой

Бесконечный свод небесный

С лучезарною красой.

 

     Так писал в стихотворении «Звезды» замечательный русский поэт А.С.Хомяков. Галилейским рыбакам мы обязаны главной книгой в истории — Святым Евангелием. Капернаум, Хоразин, Вифсаида, Магдала, Тивериада — почти вся география земной жизни Иисуса в этих на­званиях. Все они лежат на западном побережье озера, в небольшом расстоянии друг от друга.

     Самое, может быть, известное и прославленное в мировой литературе и памятниках искусства из всех на земле морей, Галилейское море, вовсе не является морем. Это озеро, по гидрографическим по­нятиям даже не очень большое: в длину, с севера на юг — 21 км, в ширину, в самом широком месте — 13 км. Иордан, берущий начало на снежных склонах Ермона, впадает в озеро с севера и вытекает из юж­ной оконечности, в районе Ярденита, где находятся купальни для по­гружения в священные воды христианских паломников. Античные писатели верили, что Иордан «рассекает озеро надвое», не смешива­ясь с его водами.

     Галилейское озеро — главный резервуар пресной воды в Израиле. Еще Иосиф Флавий (1 в. н.э.) с восторгом писал, что «вода в нем пресная и восхитительная на вкус; она прозрачная и совершенно чистая, поскольку озеро со всех сторон кончается песчаным побережьем. Кроме того, вода в озере умеренной температуры — гораздо при­ятнее, чем речная или родниковая, но и гораздо более холодная, чем можно было бы ожидать от озера такой величины. Если ее выставить под открытым небом, как обычно поступают местные жители в лет­ние ночи, то по холоду она не уступает снегу»

 Озеро-море имеет и другие названия. Его называют Геннисаретским (от долины Гинносар, давшей имя современному кибуцу, где находится так называемая «лодка Иисуса»), или Тивериадским (от горо­да Тивериада). Древние евреи называли его Киннерет («арфа») — по очертанию берегов, которые, если смотреть с горы Арбель, напоминают древний музыкальный инструмент. По другому толкованию, озе­ро и расположенный на его берегу древний, добиблейский город — сегодня лишь тель, курган, — получили название по имени языческо­го бога Кинара и богини Кинерет.

 «Путнику, идущему, как, вероятно, шел Иисус, по плоскогорью Туран, над Арбельским ущельем, вдруг открывается, глубоко внизу, между темных базальтовых скал, длинное, узкое, в зеленеющих весенних берегах, воздушно-голубое, в желтеющих осенних, — воздушно-зеленое озеро, как бы на землю сошедшее небо, — так писал в своей книге «Иисус Неизвестный» Д.С.Мережковский. — Все еще в наши дни, так же как в первый день Господень, золоти­стая долина окутывает озеро, подобно «славе Божией», золоту ста­ринных икон, так же паруса рыбачьих лодок белеют по голубому озеру, острые, как крылья чаек, и тесные стада пеликанов, белых и розовых, движутся по воде плавучими островками, а черные цапли — кормораны, стоя на прибрежных камнях, выслеживают в прозрачной воде рыбу и падают за нею в воду стремительно; так же, сидя в лодках у берега, чинят сети рыбаки, как чинили их сы­новья Зеведеевы, когда призвал их Господь, или моют их, как Петр, и потом развешивают на кольях сушиться. Все еще озерные заводи, где воды горячих целебных источников изливаются в озе­ро, привлекая вкусом и теплотою такое множество рыб, что здесь можно ловить их руками, — напоминают чудесный лов Петра (Лк. 5, 6-7). И в бурные ночи, на озере пенистые гребни волн, ос­вященные луною сквозь тучи, все еще кажутся белой одеждой идущего по воде Господа».

     …А дальше был спуск к Магдале. Справа оставалась Тивериада, древняя столица Нижней Галилеи, основанная в 18 г. н. э. Иродом Антипой, сыном Ирода Великого, на месте старой крепости. Она распо­ложена на склонах западного берега Геннисаретского (Тивериадско­го) озера в районе, издревле славившемся горячими источниками.

     Ирод Антипа нарушил при этом законы ритуальной чистоты, он решил строить город на месте древних кладбищ, и это стало причиной, почему благочестивые иудеи с ужасом обходили этот город. Неприязнь усиливалась тем, что Антипа, верный слуга Рима, назвал город в честь императора Тиберия. В писании ни разу не сказано, что­бы Иисус был в Тивериаде.

     Ситуация изменилась после Иудейской войны и разрушения Иерусалима. Многие еврейские книжники переселились сюда, превратив город в важнейший религиозно-научный центр, связанный с со­зданием Мишны и Талмуда — новых сводов иудейского вероучения, этики и ритуала. Тивериада стала одним из четырех святых городов иудаизма. Это Иерусалим (город Храма), Хеврон (город Авраама), Тивериада (родина Талмуда) и Сефад (Цфат, родина Каббалы)…

     Неподалеку, в нескольких километрах к северу от Тивериады, лежит древняя Магдала. Правда, теперь от нее осталась небольшая рыбачья деревня, но во времена Иисуса это был торговый шумный город, с сотнями судов и суденышек у причалов, о многолюдности кото­рого можно судить хотя бы по тому, что Веспасиан, овладев им в хо­де Иудейской войны, уничтожил и продал в рабство более сорока ты­сяч жителей.

     Греческое название города «Тарихеи» означает в переводе примерно «город соленой рыбы». Недавно в прибрежном иле обнаружилось целое кладбище рыбачьих лодок, что соответствует рассказу Ио­сифа Флавия о большой Магдальский флотилии, принимавшей учас­тие в красочно им описанной Геннисаретской морской битве. Где-то на улицах пестрого рыбачьего городка и занималась своим грешным промыслом длинноволосая  рыжая  красавица-блудница — будущая – будущая равноапостольная Мария Магдалина.


 

Самые нежные и сильные во всем Евангелии — жены — мироносицы. Они одни стояли у креста Учителя, помогали обвить тело Его в смертную плащаницу и умастить благовонным миром. И светлая тайна Воскресения Христова явлена была в первую очередь их женскому любящему взору. «Предварившие утро, яже о Марии (т.е. те, что пришли с Марией)», — так называет их одно из пасхальных песнопений.

 

     И прежде всего — Магдалина. Самая грешная до встречи с Иисусом — самая ревностная и трепетная из Его учеников. В Евангелии (Мк. 16,9; Лк. 8,2) лишь отмечено кратко, что Господь «изгнал из нее семь бесов» (число семь употреблено здесь символически — для обозначения полноты греха). Такова возрождающая сила благодати: по слову Спасителя «иди и больше не греши» Магдалина становится святой и самой чистой среди «благонравных» современниц.

     В первые века христианства Магдала, оправившаяся после Веспасианова погрома, почиталась верующими и паломниками как роди­на вестницы  Воскресения.   На  месте,  где был,  по преданию, дом Марии, была выстроена церковь, разрушенная в VII столетии и восстановленная крестоносцами. Но после XIII в. город уже не поднялся из руин. Только археологические раскопки напоминают и о бывшем здесь когда-то большом византийском монастыре.

     Древнюю традицию православного почитания Марии из Магдалы подхватили и продолжили в двадцатом веке посланцы Русской Церкви. В 1908 г. начальник русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрит Леонид (Сенцов), активно продолжавший труды Антонина (Капустина) по расширению Русской Палестины, приобретает боль­шой участок земли на берегу Геннисаретского озера, в трех километ­рах к северу от Тивериады. Это место известно как Магдальский сад, так как один из трех находившихся на участке родоновых источников древняя традиция называет «источником Марии Магдалины».

     В 1912 г. отец Леонид просил у Синода благословения обратиться с воззванием к благотворителям, чтобы верующие люди помогли, кто чем может, на постройку в Тивериаде храма. Святейший Синод одобрил это намерение, но началась Первая мировая война. В своем докладе на Поместном соборе 1917-1918 гг. архимандрит Леонид (Сенцов) вновь говорил о Магдальском участке, «где рассаживается апельсиновый сад и предполагается выстроить храм и дом для поклонников».

     Храм во имя святой Марии Магдалины был построен в Русском Саду лишь полвека спустя — в 1962 г. Совсем маленький, украшенный к Пасхе 1997 г. новыми росписями московского художника Ярослава Добрынина, он дорог нам близостью к подлинному источни­ку Марии Магдалины — тому самому, у которого очистил Господь Ма­рию от блудной страсти. Еще тысячу лет назад источник, словно древ­няя купель, был обложен камнями, осенен крестом, и купание в нем почиталось целебным и чудотворным. Он и зимой такой теплый и кристально чистый, что видны мелькающие рыбки и дремлющий на дне маленький краб, которого сестры ласково именуют Темкой.

     Сестер совсем немного, это монахини Русского Горненского монастыря, живущие здесь «в командировке». Большая часть прежнего, Леонидовского, сада сдается в аренду.

СИМВОЛ-ВЕРЫ

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: