Церковные мозаики монастыря св.Герасима

85549daeedbd0b71b62c24c15e4a9258_1_resize.jpg

Уже во второй половине 4 тысячелетия до н.э. до человечества дошло, что мозаика — это неимоверно красиво. В авангарде геометрически совершенного искусства тогда встали шумерские города Месопотамии, в которых впервые (наверное) начали инкрустировать поверхности обожженными глиняными палочками-конусами, длиной 8-10 см, которые укладывались на глиняный раствор. Тогда изображение формировалось торцевыми поверхностями конусов, раскрашенными разноцветными красками.

Позже, в 8 веке до н.э. мозаику стали выкладывать из необработанной гальки, используя природные цвета камешков. Еще позже римляне сочли подобную технику невероятно убогой и прозвали ее opus barbaricum.  Пика совершенства техники, стиля и красоты мозаики достигли в Византийский период, тогда же пришелся и пик популярности техники. Мозаиками стали украшать полы, стены и купола церквей, что естественным образом сказалось на их тематической направленности.

Изначально большие мозаичные полотна выкладывались непосредственно на стенах — их покрывали грунтовкой, наносили на нее насечки для лучшего сцепления и иногда укрепляли арматурой. Однако позднее художники сообразили, что собирать мозаики на столах в мастерских намного удобнее, чем висеть вниз головой под куполом церкви, и стали собирать пазлы на специальных платах, площадью 1-2 квадратных метра каждая. Для этого из дерева или металла делались специальные ящики с невысокими бортиками, в которых собирались части будущего шедевра. Потом, когда мозаика была полностью закончена, донья ящиков извлекались вместе с набранным рисунком и вмуровывались вместе в стену. Потом швы аккуратно заделывались подобранными по цветам мозаичными кубиками.

Репортаж из мастерской по производству мозаик при монастыре св.Герасима, в которой мы в большом и дружном составе побывали в ходе нашей последней этно-экскурсионной поездки.

Этими щипцами раскусываются кубики на более мелкие составляющие. Справа — видно блюдце с клеем. Зачем оно нужно — ниже.

e11a1d13c3dee7fd9581cd69af477e1a_2_resize.jpg

Касательно распространения мозаик на Земле Израиля, оно началось во время эллинистического периода, продолжилось во времена Второго Храма и римского правления и достигло пика популярности во время византийского периода (4-7 ст. н.э.). В это время роскошными мозаиками начали украшать полы не только в домах многоимущих и синагогах, но и в других зданиях общественного пользования.

Создание мозаики требовало вовлечения большого количества профессионалов, которые ровняли пол, штукатурили, рисовали поверху рисунок и лишь затем приступали к укладке мозаики. Для украшения помещения среднего размера требовалось 2-3 миллиона элементов.

В мастерской монастыря, когда мы туда пришли, работало шесть человек. двое из них были в монашеской одежде и крайне приветливы. Еще двое были местными арабами, один — белокурый иностранец-сочувствующий и один неидентифицированный, но одухотворенный, художник.

34880060b7aec29428e804d4c5cd59b5_3_resize.jpg

6792fce1e8ec80366bb0f13beeb17b56_4_resize.jpg

Мозаики мозаиками, а технологический прогресс никто не отменял даже в ортодоксальных монастырях. Уютное кофепитие под сопровождение этнической греческой музыки — вот что, видимо, вдохновляет местных мозаикоукладчиков на творческие подвиги.

bb37ed0416a7856442918214a6cb72f0_5_resize.jpg

Монах из Болгарии, с трудом говорящий на английском и не говорящий на иврите вовсе, в компании с иностранцем в голубом выкладывают будущую красоту.

a42820da17b3f628f0a9f575634d7bd3_6_resize.jpg

Существует два способа набора мозаики — прямой и обратный.
Если мозаика набирается «прямым способом», кубики сразу укладываются лицевой стороной наверх. Таким образом, художник, во-первых, сразу видит результат своей работы, а во-вторых, ему приходится проявлять максимум усердия и аккуратности, чтобы соблюсти идеальную гладкость поверхности полотна.

ceebbed32830fea13ebb72066e289c39_7_resize.jpg

Обратный способ укладки мозаики хорошо видно на фотографиях.
В этом случае на кальку наносится рисунок, затем мозаичные кубики обмакивают в клей и приклеивают к бумаге лицевой стороной. Закончив наклеивание будущего шедевра, бумагу с мозаикой переносят на предназначенное для нее место, тыльной стороной вдавливая ее в закрепляющий состав. Через сутки-двое, когда он высыхает, кальку и клей смывают с кубиков, и тогда становится видна лицевая сторона мозаики.
Эта техника широко используется сегодня, так как в значительной мере экономит время и силы художников. Однако. увы и ах, мозаичная поверхность, набранная таким способом, получается слишком гладкой и высокохудожественной и вряд ли может сравниться по красоте с византийскими мозаиками.

09c3c1147cd69131ff8157ffde76e077_8_resize.jpg

На этой картинке как раз хорошо видна тыльная сторона мозаики, которая впоследствии будет уложена на грунтовку.

e3ff1e8308b7fc0fb007ebd9243e6c79_10_resize.jpg

Художник. Отнесся к массовому фотографированию с большим пониманием и старался не двигать карандашом слишком быстро. Люди с таким человеколюбивым поведением всегда вызывают во мне резкие приступы симпатии.

e1073ad26f0659a65c286553c3810304_11_resize.jpg

Машинка для раскалывания кусочков.

fc8ea52f312086a35e75cb10afe9e8c4_13_resize.jpg

3041e8e390ea826ef3832ee6c57564ed_15_resize.jpg

dddf2211468f4d35b5b985c0ab114a35_14_resize.jpg

А теперь я поделюсь личным опытом. Когда-то, будучи большой поклонницей жанра, я пробовала сделать мозаику самостоятельно. Естественно, я не пошла простым путем и не купила кальку с уже нанесенным рисунком, а решила закидать бога шапками, и сделать все самой, причем прямым способом. По этому случаю я приобрела мозаичные элементы нужных цветов, грунтовку и деревянную поверхность, точнее, шкатулку.

Что вам сказать. Мое фиаско было поразительным. У меня не получилось ровным счетом ничего, при том, что ко всяким крафтовым вещам мои руки чрезвычайно, как правило, расположены. В полученном результате не хватало буквально всего: чувства гармонии, цвета, ритма. В общем, поверхность я выкинула, оставшиеся кубики по миру разнес ветер, а я в очередной раз восхитилась людьми, создававшими такие шедевры, от которых дух захватывает.

d90222958797fa45f39d97956e0664f3_18_resize.jpg

 
Источник   http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/341—cerkovnye-mozaiki-monastyrja-svgerasima.htm

Advertisements

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: