Календарь постов на 2011 год

ИСТОЧНИК http://simvol-veri.ru/xp/interesnoe/44-2010-07-17-16-59-52/427-kalendar-postov-na-2011-god.html

post11_resize.jpg

Иное — скука и иное — томление духа, называемое унынием. Бывает иногда человек в таком состоянии духа, что, кажется ему, легче ему было бы уничтожиться или быть без всякого чувства и сознания, нежели долее оставаться в этом безотчетно-мучительном состоянии. Надобно спешить выйти из него. Блюдись от духа уныния, ибо от него раждается всякое зло (Варс. Отв. 73, 500).

Преп. Серафим Саровский

В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.

Многодневные посты

1. ВЕЛИКИЙ ПОСТ

продолжается 7 недель от Прощеного воскресенья (масленицы) до Пасхи;

с 7 марта по 23 апреля

Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост — пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.

В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница — сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг — горячая пища без масла; суббота, воскресенье — пища с растительным маслом.

Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

2. ПЕТРОВ ПОСТ

может длиться от 1-й до 5-ти недель в зависимости от дня Святой Пасхи. Он начинается через неделю после дня Святой Троицы и продолжается до дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла;

с 20 июня по 11 июля

С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха.

Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля. Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.

Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла. В остальные дни — рыба, грибы, крупы с растительным маслом.

3. УСПЕНСКИЙ ПОСТ — (двухнедельный)

перед праздником Успения Божией Матери;

с 14 по 27 августа

Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 28 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Понедельник, среда, пятница — сухоядение. Вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.

В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба. Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.

4. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ — (40-дневный)

перед Рождеством Христовым.

с 28 ноября по 6 января

В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.

Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.

Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).

Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье — пища с маслом.

В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.

В дни поста (дни говения) церковным уставом запрещается скоромная пища, то есть пища животного происхождения (мясные и молочные продукты, яйца). Разрешается вкушать лишь продукты растительного происхождения (овощи, фрукты, ягоды, грибы, мед, крупы), а в определенное время — рыбу и растительное масло.

В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но и пища, приготовленная на растительном масле. Разрешено лишь сухоядение. Для людей слабых и больных эти требования, по благословению духовника, могут быть ослаблены. Сегодня в православных домах можно встретить такие «постовые деликатесы», как брюссельскую капусту, осьминогов, кальмаров, устриц… Все, действительно, постное. Однако отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную. «Есть такие хранители Четыредесятницы (дни самого строго поста), — пишет блаженный Августин, — которые более прихотливо, нежели благочестиво проводят ее. Они более изыскивают новые удовольствия, нежели обуздывают ветхую плоть. Богатым и дорогим подбором разных плодов они хотят превзойти разнообразие самого вкусного стола. Сосудов, в которых варилось мясо, они страшатся, а не страшатся похоти чрева и гортани своей.»

Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Ты подсчитай, сколько денег стоит твой скоромный обед, когда ты ешь мясо. Затем подсчитай, сколько будет стоить твой обед, если ты будешь есть без мяса, а разницу отдай нищим.» То есть, чем самому изысканно питаться и тем окрадывать пост, деньги лучше потратить на дела милосердия.

main2_resize.jpg

Однодневные посты

В среду и пятницу в течение всего года.

Однодневные посты установлены Святой Церковью не в случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа,
а в пятницу — о Его страдании и распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания?
По словам святителя Афанасия Великого, «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, ак же распинает Господа

Кроме среды и пятницы
существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом:

Крещенский сочельник

(навечерие Богоявления) — день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни — агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды.

Усекновение главы Иоанна Предтечи

В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом.

Воздвижение креста Господня

Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда нашего ради спасения пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте.

main_resize.jpg

Сплошные седмицы

По церковно-славянски «седмице» называется неделя — дни с понедельника по воскресенье. Сплошные седмицы означают отсутствие поста в среду и пятницу. Они установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:

1. Святки — то есть с Рождества Христова до Крещения.

2. Мытаря и Фарисея — за две недели до Великого поста.

3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим постом (разрешаются яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).

4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.

5. Троицкая — неделя после Троицы (перед Петровым постом).

О трапезе в праздники

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет.
В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

Дни особого поминовения усопших

7 февраля- Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову
6 февраля- Суббота мясопустная
27 февраля- Суббота 2-й седмицы Великого поста
6 марта- Суббота 3-й седмицы Великого поста
13 марта- Суббота 4-й седмицы Великого поста
13 апреля- Радоница
9 мая- Поминовение усопших воинов
22 мая- Суббота Троицкая
(По благословению Святейшего Патриарха Кирилла поминовение усопших переносится на 15 мая)
6 ноября- Суббота Димитриевска

postii_resize.jpg

Календарь постов и трапез на 2011 год

Двунадесятые переходящие праздник

— Вход Господень в Иерусалим
— Вознесение Господне
— День Святой Троицы. Пятидесятница

Двунадесятые непереходящие праздники

— Крещение Господне. Богоявление
— Сретение Господне
— Благовещение Пресвятой Богородицы
– Преображение Господне
– Успение Пресвятой Богородицы
– Рождество Пресвятой Богородицы
– Воздвижение Креста Господня
– Введение во храм Пресвятой Богородицы
– Рождество Христово

Великие праздники

– Обрезание Господне и память святителя Василия Великого
– Рождество Иоанна Предтечи
– святых первоверховных апостолов Петра и Павла
– Усекновение главы Иоанна Предтечи
– Покров Пресвятой Богородицы

О постах и трапезе

Многодневные посты:

– с 7 марта по 23 апреля
– с 20 июня по 11 июля
– с 14 августа по 27 августа
– с 28 ноября по 6 января 2012 года
Однодневные посты:

в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок
– 18 января
– 11 сентября
– 27 сентября
Сплошные седмицы:

– с 7 января по 18 января
– с 13 февраля по 19 февраля
– с 28 февраля по 6 марта
– с 24 апреля по 30 апреля
– с 13 июня по 19 июня
Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Тема: Esquire, автор: Matthew Buchanan.

%d такие блоггеры, как: