Великая сила литургии

http://www.orthodox-jerusalem.ru/load/velikaja_sila_liturgii/1-1-0-251

В старинную церковь святых Апостолов Петра и
Павла в центре Самары всю неделю с утра до вечера идет народ. Нет, наверное,
крещеного самарца, кто не побывал бы в этом удивительном храме, принимающем
радушно всех, не поставил свечку у иконы и не помолился, вздыхая, за себя, своих
родных и близких. И заказал бы обедню «за здравие» и «за
упокой».

 

Обедней называют литургию (с греч. общественное
служение
), главную службу в Церкви. На литургию христиане подают записки о
здравии или о упокоении, чтобы за тех, кого они написали, была совершена
служба.

Молебен — это служба о здравии. Это особое богослужение, при
котором верующие просят Господа и Его святых о ниспослании милости или
благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые молебны принадлежат к
общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо
установленное время, обычно они совмещаются с чином малого освящения воды.
Иногда к молебну прибавляется пение акафиста Спасителю, Богородице или
святым.

Крестный ход. 1893. Илларион Прянишников.

Терпеливо стоят Православные в длинной очереди в
два окошечка в регистратуру — небольшую деревянную каморку, пристроенную изнутри
у западной стены храма, — чтобы заказать обедни и сорокоусты. А на Литургии у
открытых Царских врат священник с диаконом будут читать записанные имена,
услышишь дорогой список, и весь храм вместе с тобой будет молиться и за твоих
дорогих. Интересно, что обедней называют как Литургию – самое важное
Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, так
как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, так и записочку с
одним именем, которое будет поминаться за Литургией.
Обедня – проявление
нашей любви друг к другу. Может быть, поэтому так велика ее сила? Когда все
земные средства спасения исчерпаны, прибегает отчаявшийся человек к силе обедни.
И она – спасает как живых, так и ушедших в вечность, ведь за гробом покаяния
нет, а христианская молитва за них может умолить Правосудие Божие и облегчить
мучения грешников и даже из ада вывести.
Какова сила обедни – об этом хорошо
знают матушки, чье служение в церкви -с утра до вечера писать в регистратуре
Петропавловки длинные списки «о здравии» и «о упокоении» Православных
имен.

Алевтина Тимофеевна Куликова, мать настоятеля Петропавловской
церкви протоиерея Александра Куликова и клирика этой же церкви иерея Илии
Куликова:

— Работать в регистратуре нелегко — с 6-ти утра до 6-ти
вечера. Сидишь без движения, и ноги опухают, и спина болит. Но радость есть – ты
работаешь в церкви! Дома неинтересно, а тут душа радуется – ты в церкви! И
делом-то каким занимаешься — записываешь обедни. Сила-то только в обедне,
обедней все можно совершить. Выше обедни ничего нет. Блаженная Паша Дмитриевская
говорила моей маме: «Два села собери и накорми, а одна обедня выше!» Вот что
такое обедня!
Я давно знала, что обедня – самое высшее. И когда сыновья стали
подрастать, а я целый день на работе, чтобы они не попали в беду, решила их
спасать обеднями и сорокоустами. И стала все время за них заказывать обедни.
Тетя Нюра Живагина говорила мне: «Лучше всего заказывай в монастыре». Тогда все
монастыри закрыты были, но была открыта Троице-Сергиева Лавра в Загорске. И я
туда старалась ездить как можно чаще, по трехдневным путевкам в Москву. Все по
магазинам бегают, а я с вокзала сразу в Загорск и на последние копейки
заказывала обедни и сорокоусты за детей. Николаю Угоднику покупала и ставила
самые большие, рублевые свечки – сколько раз он меня выручал! Так дети на
обеднях и выросли. Все трое сыновей стали священниками.
Бывает, придет
женщина и закажет всего одно имя. Я тогда ей подсказываю: «Закажите своей
умершей маме сорокоуст на год, не пожалейте. Вам Господь пошлет потом денег.
Вдруг ей там плохо, вы поможете ей». – «Нет, не надо!», — а сама в дорогих
мехах. И так больно становится: эх, мы какие! Но в основном говорят: «Давайте! А
отцу тоже можно?» — «Конечно! А живы будем – через год еще им закажете сорокоуст
на год, и так будете заказывать до конца дней». Когда спрашивают: «Подскажите,
что и как заказать, мы не знаем», — я всегда советую матери и отцу заказать
сорокоуст на год и обедни. Я сама постоянно заказываю своим сорокоусты, обедни и
все время благодарю Бога за эту возможность. Матрена, которая записывает у нас в
углу сорокоусты, рассказывала, что недавно пришла женщина, заказала за умершего
мужа сорокоуст. А через два дня он ей приснился. Она спрашивает: «Как ты там?» —
«А я вчера получил бумажку и по ней меня кормят». И она пришла и заказала за
него сорокоуст уже на год.

Татьяна Дружинина:
— Здесь и психологически, и
физически трудно работать. По 12 часов, в выходные и все праздники. Идет весь
город, пишешь-пишешь – спина отваливается. Мы записываем сорокоусты, а потом еще
переписываем их в синоды и отдаем в алтарь. Люди всякие идут, и некрещеные
порой, многие не знают, что такое обедни. Пришел мужчина и требует: «Запишите
Мусика». – «А как она в крещении?» — «Нет, как я ее звал, так и запишите!»
Некоторые не знают полное имя. Говорят: «О упокоении Фени» «Как ее записывать –
Феона, Феоктиста, Феодосия?» — «Не знаем, звали тетя Феня».
Иногда смешное
бывает. Спрашиваю: «Усопший человек?» — «Усопший, усопший, совсем усопший». Одна
женщина пришла и говорит: «Запишите за упокой моего болящего сына» — «Он же
умер» — «Запишите, он же болел!». Потом снова пришла: «Подчеркните его имя
красным карандашом». А мы для батюшек подчеркиваем листочки о здравии — красным,
о упокоении — синим. Мы отказались – пошла жаловаться батюшке. Ей после этого
сын снится ночью и говорит: «Ты что девчонок мучаешь? Какой я больной?!» А
сегодня пришел один и говорит: «Запишите о здравии России!»
Не все знают, что
записывать можно только крещеных людей, нельзя – некрещеных. И животных,
конечно, тоже нельзя. Одна говорит: «Запишите Ваську». Записываю о упокоении
Василия. Она продолжает: «Пусть помолятся за него, такой хороший был котик, член
семьи».
Один мужчина говорит мне: «Отец меня не воспитывал, и я его
записывать не буду». Убеждаешь, что все равно нужно записать.
Некоторые
записывают Ленина, Сталина, а то и Чингиз-хана, или разных литературных героев,
пишут целые такие списки.
Многие самарцы, которые постоянно ходят в храм,
всегда записывают о упокоении, кроме своих родных, наших самарских, которых мы
почитаем как святых, хотя они еще и не прославлены. Вот, как я заметила, кого
особенно почитает сегодня в Самаре русский народ: Митрополита Мануила,
Митрополита Иоанна, схиигумена Савву, схииеромонаха Сампсона, схимонахиню Марию
(Матукасову), схимонахиню Софию (Горяинову), протоиерея Иоанна Букоткина,
блаженного Иоанна, блаженного Василия, игумению Марию, схиигумена Иеронима,
протоиерея Николая. Еще Патриарха Диодора и Патриарха Пимена. Эти имена мы уже
затвердили наизусть.
И вот еще: все годы в регистратуру шли заказывать обедни
и сорокоусты только женщины. Мужчин было два-три, и мы их знали. А с середины
этого лета пошли мужчины, старые и молодые, «новые русские», интеллигенты, –
разные, мужчин стало гораздо больше в церкви. Почему, не знаю, но это какой-то
знак.

Вера Вельмяйкина:
— Много интересного нам рассказывают.
Один мужчина рассказывал: «Положил я на канун продукты, а ночью мне снится сон:
все мои усопшие родные сидят и кушают мои продукты, именно те, которые я
положил, но сидят почему-то в темноте». Я проснулся и вспомнил: «А свечку-то я
не поставил!». Другой рассказывал: «Заказал я сорокоуст и вижу во сне покойного,
он держит эту квитанцию и говорит: «Меня теперь в столовой кормить будут, у меня
справка есть!». А мне самой раз снилось, что какой-то голос говорит: «Если
отстоишь обедню, то и панихиду стой!»
А вот еще интересно. Мне одна бабушка с
Красной Глинки рассказывала, что она всегда заказывала своей покойной маме
сорокоусты, а однажды у нее не было денег, и она решила очередной сорокоуст не
заказывать. И снится этой бабушке сон: ее мать Анастасия стоит возле нашей
регистратуры и говорит: «Скоро меня выпишут!» И эта бабушка побежала и тут же
заказала ей сорокоуст. Очередь здесь стоит невидимо и все ждут, когда их
запишут.

Татьяна Дружинина:
— Загробный мир существует! Я
видела сон: огромный зал ожидания, как на вокзале, у всех головы опущены, в
руках бидоны, кастрюли и все ждут, когда их «накормят».

Вера
Вельмяйкина:

— Некоторые приходят и говорят: «Вот, заказывала все время
ему сорокоуст о здравии и забыла продлить, и он заболел. Запишите его
скорее».
Батюшка Максим уехал в Москву на учебу, а Зинаида-подсвечница
заказывала ему обедни, он этого не знал. Приезжает и говорит ей: «Я чувствовал
твои обедни». Все чувствуют, что обедня помогает. У меня самой так было: когда
мне делали операцию аппендицита, все здесь в храме заказывали за меня обедни.
Все еще в палате держались за бок, а у меня не болело, я бегом бегала, через два
месяца поехала в деревню, воду таскала, коров доила и ничего не
болело.
Многие приходят и записывают одни и те же имена, я уже их наизусть
знаю и пишу сама. А кого пропустят, им напоминаю: «Того-то пропустили».
А
некоторые так и говорят: «Моих пиши! Ты должна их помнить!»

Пасха. Николай Пимоненко. Начало 20 в.

Татьяна Дружинина подхватывает:

— Мы своих всех записываем все время. Мы знаем силу обедни. Если
постоянно записывать обедни, любое каменное сердце можно растопить, направить на
правильную дорогу, только чтобы был крещеный.

Вера
Вельмяйкина:

— Одна женщина приходила каждый день и заказывала обедни. У
ее сестры болел отрок, лежал в реанимации в тяжелом состоянии после
автокатастрофы, у него что-то было с головой. А потом она пришла и говорит:
«Только церковь помогла, он выздоровел». А еще у одной женщины сын был
наркоманом и уже принимал огромную дозу наркотиков, и его мать каждый день
заказывала у нас обедни. И он бросил колоться и стал жить в чистоте, сейчас
ходит в храм, молится, знакомых парней своих всех покрестил, ездит в Ташлу к
чудотворной иконе и на источник. Такова сила обедни.
А вот что мы заметили:
деньги, которые нам дают на обедни, – не грязные. Мы тут и едим, не моем руки –
некогда ходить их мыть — и не болеем. Мы знаем, что эти деньги – другие. Это,
конечно, грязь, моешь руки после работы – с них грязь течет, но эта грязь не
жжет и не разъедает, как обычная грязь. Все, и даже деньги освящаются
обедней.

О деньгах мои собеседницы заговорили случайно. Но я
воспользовалась случаем и спросила о зарплате. Оказалось, что эти скромные
церковные труженицы получают очень маленькую зарплату, гораздо ниже, чем в
«миру». Но работу свою любят и не променяют на другую. Вере, самой молодой из
них, дал благословение на этот труд старец. И сколько таких вот тихих тружениц
записывают безконечной чередой имена для Неба по белокаменным храмам Святой
Руси!..

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: