О Церковных записках в Православной церкви

http://www.orthodox-jerusalem.ru/load/o_cerkovnykh_zapiskakh_v_pravoslavnoj_cerkvi/1-1-0-254

 

В тех семьях, где с уважением
относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая
книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время
богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в
храмах или магазинах православной книги.
Помянник — это запись на память
потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для
каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят
в чистоте и опрятности, около домашних икон.
Церковная записка, в сущности, —
разовый помянник и требует к себе такого же уважения

Молитвенное
поминовение

Православным известно, что молитва в храме
имеет преимущество перед домашней молитвой. Спаситель сказал: ‘Истинно также
говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то,
чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое
собраны во имя Мое, там Я посреди них’ (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной
молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Церковная
молитва имеет особенную благодатную силу еще и потому, что она возносится
священником, специально поставленным для того, чтобы возносить за людей молитвы
и жертвы Богу.

Наиболее распространенный способ испрашивания благодати
Божией для своих родных и близких — молитвенное поминовение. В старину в
благочестивых православных семьях существовал помянник — особая книга, в которую
записывали имена живых и упокоившихся родственников. Книжка эта переходила из
поколения в поколение и хранилась в святом углу дома — у божницы. По ней
поминали имена во время домашней молитвы, ее же подавали для поминовения во
время богослужения в храме.

В наше
время книжки-помянники, к сожалению, почти вышли из употребления, их заменили
церковные записки. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к
себе такого же уважения.

 

Как совершается поминовение по
запискам?

Делать это священник начинает во время
проскомидии. Проскомидия — это начальная часть литургии, во время которой
приготовляют хлеб и вино для Таинства причастия. Проскомидия, символизирующая
рождество Иисуса Христа, совершается в алтаре скрытно для верующих, находящихся
в храме, — так же, как скрытно, не ведомо для мира произошло рождение
Спасителя.

Для проскомидии употребляется пять особых просфор: ‘агничная’
(служит собственно для причащения), ‘Богородичная’, ‘девятичинная’ (в честь
святых), ‘о живых’ (о Патриархе, епископах, пресвитерах и диаконах) и ‘об
усопших’ (Патриархах, создателях храмов, епископах,
священниках).

Из каждой из этих
просфор вынимаются частицы и кладутся на дискос — круглое блюдо на подставке,
символизирующее ясли, в которых родился Спаситель.

Затем священником вынимаются частицы из просфор,
поданных верующими. В это время и читаются поминания — записки,
книжки-помянники, которые поданы нами на проскомидию в свечной ящик (место при
входе в храм, предназначенное для продажи свечей и для оформления треб). После
прочтения каждого имени, указанного в записке, священнослужитель вынимает
частицу просфоры, говоря: ‘Помяни, Господи (указывается написанное нами имя)’.
Эти вынутые по нашим запискам частицы также кладутся на дискос вместе с
частицами, вынутыми из богослужебных просфор.

Это первое, не видимое молящимися поминовение тех, чьи
имена написаны в поданных нами записках.

Итак, частицы, вынутые по нашим запискам, лежат на
дискосе, рядом с частицами, вынутыми из особых богослужебных просфор. Это —
великое, святое место! Частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют
всю Церковь Христову.

Частицы,
вынутые из поданных нами просфор, не освящаются в тело Господне, они не
преподаются верующим в Таинстве причастия. Для чего же они приносятся? Для того,
чтобы посредством их верующие, имена которых написаны в наших записках, получили
благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на престоле очистительной
жертвы.

Частица, вынутая из нашей
просфоры, возлежа возле пречистого Тела Господня, исполняется святыни и духовных
дарований и ниспосылает их тому, от имени которого возносится. В конце литургии,
после того, как все причастники приобщатся Святых Таин, эти частицы погружаются
в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова:
‘Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию’.
Это делается для того, чтобы святые в ближайшем соединении с Богом возрадовались
на небесах, живые же и мертвые, чьи имена указаны в записках, омывшись самой
Пречистой кровью Христовой, получили оставление грехов и жизнь вечную. Таким
образом, душам поминавшихся о здравии и об упокоении подается особая Божия
благодать.

Заказная записка

В некоторых храмах, кроме обычных записок о
здравии и об упокоении, принимают заказные записки. Заказная обедня о здравии с
молебном отличается от обычного поминовения о здравии тем, что в дополнение к
изъятию частицы из просфоры (что происходит при обычном поминовении) диакон
гласно читает имена поминающихся на ектении.

Сугубая (то есть усиленная) ектения начинается
по окончании чтения Евангелия. В двух прошениях мы усиленно просим Господа
услышать нашу молитву и помиловать нас: ‘Господи, Вседержителю, Боже отец наших,
молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…’ Все
находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве
(притче церковном) и о всей ‘во Христе братии нашей’, о властях и
воинстве…

Во время ектении диакон произносит имена тех,
кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а
священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед престолом,
громко называя имена из записок. Но и на этом не оканчивается поминовение по
заказной записке — после окончания литургии о них возносится молитва на
молебне.

То же происходит и на заказной обедне об
упокоении с панихидой — и здесь, после изъятия частиц с называнием имен усопших,
диакон гласно произносит на ектении их имена, затем имена повторяет перед
алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются на панихиде, которая
происходит после окончания литургии.

Обычай чтения записок с именами во время
сугубой ектении идет еще с апостольских времен. Тогда использовали диптихи — две
таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные, как скрижали Моисея. На
одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на
другой — усопших.

‘На ектении же больше поминаются
новопреставленные или значительные строители обители, и то не более, чем одно
или два имени. Но проскомидия — самое важное поминовение, ибо вынутые части за
усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а
когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на
ектении’, — писал преподобный Макарий Оптинский.

Сорокоуст

Сорокоуст — это молебен, который совершается
Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока
происходит изъятие частиц из просфоры. ‘Сорокоусты, — пишет св.Симеон Солунский,
— совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день
после воскресения, — и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба,
вознесся навстречу Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с
Господом’.

Впрочем, сорокоусты заказываются не только об
упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Другие поминовения

Записку в храме можно подать и с тем, чтобы
заказать молебен.

Молебен — это особое Богослужение, при котором
просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за
получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также
после утрени и вечерни. Общественные молебны совершаются в дни храмовых
праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях,
в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т.д. Другие молебны
принадлежат к частному богослужению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных
верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение
воды.

 

Записка на молебен начинается с указания,
какому святому возносится молебен, пишется о здравии он или об упокоении. Затем
перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Когда будете подавать записку на молебен,
скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен — в этом случае
совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, — или же
обычный, без водосвятия.

Можно заказать поминовение живых или усопших на
месяц, на полугодие, на год. В некоторых храмах и монастырях принимаются записки
на вечное поминовение (т.е. до тех пор, пока действует храм).

О ком следует молиться

Подавая записку ‘о здравии’, мы просим
помолиться не только за здоровье наших близких, но и за их успехи, материальное
благополучие, душевный покой. И если мы молимся о здравии человека, который
сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в
дальнейшем пребывал в таком же состоянии, — нет, мы молим Бога, чтобы Он
переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш
недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с
окружающими. Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения
вражды и водворения мира.

В соответствии с наставлением апостола
‘Поминайте наставников ваших’ (Евр. 13, 7) в записке следует указывать имя
вашего духовного отца (если он у вас есть). Каждый должен молиться о здравии и
благополучии своей семьи: ‘Если же кто о своих и особенно о домашних не печется,
тот отрекся от веры и хуже неверного’ (1 Тим. 5, 8). Не забывайте ваших
благодетелей, чтобы не оставаться перед ними в долгу: ‘Отдавайте всякому
должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо
любящий другого исполнил закон’ (Рим. 13, 7-8).

Как молимся мы о живых, так должны молиться и
за умерших — и не только за ближайших родственников, но и за весь свой род. Наши
отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только
видимое общение с ними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и
в то, что милосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во
грехах, но с верой и надеждой на спасение. Мы верим, что наши усопшие родные, а
имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих
потомках.

Правила написания записок

Записки надо подавать до начала литургии,
потому что поминовение за службой совершается лишь до определенного момента — до
Херувимской песни (‘Иже херувимы’). Лучше всего записки о поминании подать
вечером или рано утром, до начала службы.

В начале записки следует изобразить
восьмиконечный крест и написать ‘О здравии’ или ‘Об упокоении’. Поминать можно
лишь имена людей, крещенных в Православной Церкви.

Записка должна содержать не более пяти-десяти
имен. Об этом обычно написано или можно справиться возле свечного ящика. Если вы
хотите помянуть многих своих родных и близких — подайте несколько
записок.

Имена должны быть написаны в родительном падеже
(отвечать на вопрос ‘кого?’). Если вы собираетесь указать имена архиереев и
иереев, то делайте это в начале записки. Первыми пишут имена епископов, за ними
— священников-иноков, священников и диаконов, потом монахов и монахинь. При этом
указывается их сан — например, ‘о здравии’ епископа Иоанна, игумена Иоанна,
иерея Иоанна. Затем пишите свое имя, своих родных и близких. Обычно порядок
написания имен такой: сначала пишут имена мужчин, далее — женщин, отроков, девиц
и отроковиц и, наконец, младенцев мужского и женского пола. То же относится и к
запискам ‘об упокоении’.

Все имена должны быть даны в церковном
написании (например, Иоанна, а не Ивана) и полностью (например, Александра,
Николая, но не Саши, Коли).

В записках не указываются фамилии, отчества,
звания и титулы, степени родства.

Ребенок до 7 лет в записке упоминается как
младенец — например, младенца Иоанна.

В записках о здравии перед именем можно
упомянуть: ‘болящего’, ‘воина’, ‘путешествующего’, ‘заключенного’. Не пишут в
записках — ‘страждущего’, ‘озлобленного’, ‘нуждающегося’,
‘заблудшего’.

В записках ‘об упокоении’ усопший в течение 40
дней по кончине именуется ‘новопреставленный’. Допускается в записках ‘об
упокоении’ написание перед именем ‘убиенный’, ‘воин’, ‘приснопамятный’ (день
смерти, день именин усопшего).

В поминовениях об упокоении нельзя писать
имени покончивших с собой. В записках нельзя также писать имена усопших,
причисленных к лику святых.

Записки на молебен или панихиду, которые
совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.

Заказ треб на Святой Земле

Поминовение на Божественной Литургии
Водосвятный молебен
Молебен о здравии
Молитва об упокоении
Молитва о здравии
Свеча о упокоении
Свеча о здравии
Сорокоуст о упокоении
Сорокоуст о здравии
Панихида

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: